Тотем (общее)

Тотем - это образ священного животного. Само слово взято из языка североамериканских индейцев и переводится дословно как "покровитель". Слово прижилось, и теперь под ним понимают не только животное-покровителя, но и "проводника" в мир иной или глубины подсознания, а также явления природы (гром, дождь и т.д.), солнце, стихии (вода, воздух), металлы, а также части животных и растений (например, голова черепахи, лапа кролика, перья птиц, коготь медведя, зуб кашалота), если им приписываются сверхъестественные силы и функции талисмана в масштабах племени и рода.
Культ тотема положил начало тотемизму — религиозно-социальной системе, где тотем считается родоначальником племени, группы или клана, а иногда пола внутри рода или отдельной личности. Ему оказывают специальное поклонение и с ним связаны определенные культы и обычаи. Например, индейцы Северной Америки могут иметь индивидуальный тотем (чаще всего животное), с которым связывают свою инициацию (переход в иное психологическое или социальное качество), а среди австралийских аборигенов есть раные тотемы у мужчин и у женщин одного племени. Нет такого объекта, который бы не мог быть тотемом, но чаще всего — это образы растений, животных, стихий, солнца. Образ тотема считается антропоморфным (т.е. наделен человеческими качествами): например, если ворона — тотем племени, то все вороны считаются сородичами. И убить ворону все равно, что убить человека.
В Африке описан обычай племени, где тотемом является змея, пускать змею к новорожденному. Если змея не тронет младенца, он считается "своим", а если проявит какие-то признаки агрессии к ребенку, то его убивают, считая чужим, посланным злыми духами. Распространено поверье, согласно которому умершие превращаются в животное-тотем.
Подобные верования широко распространены среди примитивных (и не только) культур и подробно описаны в прошлом. Первым, кто обратил внимание на связь тотема с архетипом, был К.Г Юнг. Он рассматривал коллективное бессознательное — содержание психики, не связанное с историей отдельного индивидуума, но носящее универсальный характер, вероятно, свойственный всему человечеству. Образы коллективного сознания мифологичны. К.Юнг, впервые столкнувшись с их описанием в снах людей разных национальностей и рас, первоначально предположил, что эти образы определяются узами крови, национальностью или расами. В целях исследования этого вопроса он отправился в США, чтобы исследовать сны чистокровных негров, после чего "к великой радости убедился, что искомые признаки ничего общего с так называемым кровным или расовым наследованием не имеют, как не имеют и личностного индивидуального происхождения. Они принадлежат человечеству в целом и, таким образом, являются коллективными по природе. Эти коллективные паттерны, или типы, или образцы, я назвал архетипами"(К.Юнг "Аналитическая психология").
Архетипы проявляются в культуре (мифах, сказаниях, легендах), в снах, в религиозных верованиях. По-видимому, это глубинные архаичные пласты психики, которые периодически становятся доступными сознаниию.
Общим в культе тотема является табу на его убийство. Правда, в отдельных случаях, напрмер среди племен Австралии, во время голода разрешено убивать тотемное животное. Но его оплакивают, просят у него прощения, обращаются к нему "друг","брат" и пр. Если тотем — растение, иногда запрещено не просто рубить его или срывать листья и плоды, но даже сидеть под ним. В Древнем Египте бесконечные распри между номами (округами, областями) объяснялись убийствами священных животных. Их было огромное множество: от жуков-скарабеев до кошек, соколов, крокодилов. Кстати, их также мумифицировали и хоронили в усыпальницах.
Тотем, в свою очередь, защищает племя и от врагов в этом мире, и от вторжения потусторонних сил, способствует процветанию, подает сигнал об опасности, начале охоты и т.д. Средством для общения с тотемом является не только поклонение ему и приношение ему жертв, но и периодическое убийство тотема, поедание его плоти (обычно без остатка, с костями), намазывание тела его кровью и т.д. Некоторые ученые считают обряд убийства жертвы, якобы приносящейся богам, с последующим ее поеданием, связанным с обрядами тотемизма. Но, несмотря на то, что тотемизм интенсивно изучается, очень много вопросов и непонятных явлений. (Как, впрочем, всегда, когда сознание старается объяснить бессознательные процессы — более древние).
Уместно привести цитату из работы К.Г. Юнга "Архетип и символ": «Сознание — относительно недавнее приобретение природы, и оно все еще пребывает в стадии "эксперимента". Оно хрупко, подвержено опасностям и легко ранимо. Как заметили антропологи, одним из наиболее общих проявлений умственного расстройства, встречающегося у первобытных племен, оказывается то, что последние сами называют "потерей души", что означает, как указывает само название, заметное разрушение (точнее, диссоциацию) сознания. Среди людей, чье сознание находится на уровне развития, отличающемся от нашего, "душа" (психика) не ощущается как нечто единое. Многие первобытные племена считают, что человек имеет помимо собственной еще и "лесную душу". И что эта душа лесная воплощена в диком животном или в дереве (друиды), с которыми тот или иной человек имеет некоторую психическую идентичность. Именно это известный французский этнолог Леви-Брюль назвал "мистическим участием". Правда, позже под давлением критики он отказался от этого термина, но я полагаю, что его оппоненты были неправы. Хорошо известно психологическое состояние, когда человек может находиться в состоянии психической идентичности с другим человеком или предметом. Подобная идентичность среди первобытных племен принимает самые разнообразные формы. Если лесная душа принадлежит животному, само животное считается человеку как бы братом. Предполагается, что человек, чей брат крокодил, находится в безопасности, когда плавает в реке, кишащей крокодилами. Если его душа — дерево, то считается, что дерево имеет по отношению к нему нечто вроде родительской власти. В обоих случаях тот или иной ущерб, нанесенный лесной душе, истолковывается как повреждение самому человеку. В ряде племен полагают, что человек имеет сразу несколько душ; такая вера отражает некоторые первобытные представления о том, что каждый человек состоит из нескольких связанных между собой, но различающихся отдельностей...»

Можно проследить понятие наличия у человека нескольких "душ" на примере религии Древнего Египта. Египтяне выделяли Ба (это субстанция, которая есть и у людей, и у богов), ее изображали в виде светильника, птицы с человеческой головой, и хоть это и тонкая сущность, она нуждается в материальной пище и питье. Ба может находиться и возле тела умершего, и путешествовать в другие миры. Вся культура древнего Египта напрвлена на то, чтобы Ба не страдала после смерти — то, что хоронили с человеком, было предназначено для нее. После смерти вся индивидуальность сосредотачивается в Ба, но Ба все-таки связана с материальным телом, поэтому необходимо сохранять тело максимально долгое время. Заклинания "Книги мертвых" предназначены, чтобы помочь Ба ориентироваться в загробном мире. Затем следует Ка (служит основным различием одушевленных и неодушевленных предметов, рождается вместе с человеком и определяет его судьбу, также может покидать тело, путешествовать в другие миры и возвращаться). Ка изображалось в виде человека с поднятыми вверх руками. Ка проводит человека в загробное царство, а потом умирает. Следующая тонкая субстанция - Ах (поскольку изображалась в виде ибиса, можно предположить, что имеется нечто общее между Ах, Атманом в индуизме, Фраваши в зороастризме). Понятие "Ах" связывали с сердцем. Выделяли еще Шу (в одних источниках Шу вообще один из самых  древних богов Египта, а в других это понятие связывают с тенью человека), Ху — одни египтологи это понятие также выделяют в состав "тонких" составляющих, другие отрицают. Сколько исследователей, столько теорий и интерпретаций... Но в чем сходятся многие: знак "анкх" изображает именно душу. Анкх это жизнь — причем и людей, и богов, означает "переход из одного царства в другое", ключ к совершенству и вечной жизни. Считалось, что Бог вкаладывает анкх в рот. Анкх есть внутри каждого и его связывали с дыханием, изображали на амулетах, чтобы продлить жизнь и считали, что анкх — ключ от врат смерти.

Золотой знак Анкх из гробницы Тутанхамона

Возможно, мы здесь находим точку бифукцации тотемизма — переход в фетишизм (религиозное поклонение неодушевленным предметам), хотя это может быть и карго-культ.
В тотемизме находим зачатки более поздних религиозных систем: поклонение богам, символическое поедание их плоти (крови), моральные аспекты религий и социума и т.д.
В настоящее время тотемизм — единственная форма религии во всей Австралии, он распространен в Северной и Южной Америке, Африке, среди неарийских народов Индии и других местах. Пережитки тотемизма (если можно назвать пережитком отклики коллективного бессознательного) встречаются практически повсеместно.
До наших дней дошли шаманские методы определения индивидуального тотема. Во многом эти техники взяты из культуры североамериканских индейцев, народов крайнего Севера, племен Алтая. Из всего обилия методик выделяются две: призыв тотема и осознание тотема.